liubitel (liubitel) wrote,
liubitel
liubitel

Category:

Капитал как власть Часть VII Заключительная

Заключительная часть статьи Бихлера и Ницана "Капитал как власть: К новой космологии капитализма".

К новой космологии капитализма

Этот тип исследований постепенно привел нас к выводу, что политическую экономию нужно начать заново. Примерно в то же время, в 1991 году, Пол Суизи, один из величайших американских марксистов, написал статью, в которой произвёл переоценку своей заслуженно известной книге «Монополистический капитал» (1966), которую он написал вместе с Полом Бараном двадцать пять лет назад. В своей статье Суизи признал, что в марксистских и неоклассических конструкциях чего-то очень не хватает, а именно связной теории накопления капитала. Его наблюдения заслуживают того, чтобы процитировать их достаточно подробно, потому что они показывают как проблему, так и то, почему экономика не может её решить.

«Почему «Монопольный капитал» не смог предвидеть изменения, которые произошли за последние двадцать пять лет в структуре и функционировании системы? По сути, я думаю, что ответ заключается в том, что в этой книге концепция процесса накопления капитала являлась односторонней и неполной. Следуя устоявшейся традиции как неоклассической, так и марксистской экономики, мы рассматривали накопление капитала как просто вопрос увеличения запасов существующих средств производства. Но на самом деле это только один из аспектов процесса. Накопление также является вопросом пополнения запаса финансовых активов. Эти два аспекта, конечно, взаимосвязаны, но характер этой взаимосвязи, по меньшей мере, проблематичен. Традиционный способ решения этой проблемы заключается в том, чтобы устранить её: например, предполагается, что покупка акций и облигаций (две из наиболее простых форм финансовых активов) является просто косвенным способом покупки реальных товаров. А это практически никогда не так, и может полностью ввести в заблуждение. Здесь мы не можем указать путь к более удовлетворительной концепции процесса накопления капитала. В лучшем случае это чрезвычайно сложная и трудная проблема, и, честно говоря, я не знаю, как её решить. Но я могу с некоторой уверенностью сказать, что достижение лучшего понимания современного монополистического капиталистического общества будет возможно только на основе более адекватной теории накопления капитала, с особым упором на взаимодействие его реального и финансового аспектов, чем то, что есть у нас сегодня.» (Суизи, 1991)

Камень преткновения находится в конце абзаца: «взаимодействие между реальным и финансовым аспектами». Суизи осознал, что проблема касается самой концепции капитала, но он не смог решить проблему именно потому, что продолжал раздваивать капитал на «реальный» и «финансовый». И это не должно нас удивлять. Суизи и его группа «Monthly review» продвигали границы марксистских исследований на протяжении большей части послевоенного периода, но, будучи детьми своего времени, они не могли перепрыгнуть через Родос. К 1990-м годам их боеприпасы закончились. Они признавали вездесущую реальность финансов, но их раздвоенный мир не мог должным образом приспособиться к этому.

Как более молодые учёные мы выросли в другом мире, у нас не было того же теоретического багажа. Не связанные этим, мы применили декартовый Ctrl-Alt-Del и начали с предположения, что не существует раздвоения между реальным и финансовым. Любой капитал финансовый и только финансовый. Он является финансовым, потому что накопление представляет собой не материальное соединение полезности или труда, а непрерывное создание и упорядочение власти.

Бросить вызов капитализму - значит изменить и, в конечном итоге, отменить способ, которым он создаёт власть. Но для того, чтобы сделать это эффективно, нам нужно точно понять, чему мы бросаем вызов. Мы утверждаем, что власть не является внешним фактором, который искажает или поддерживает материальный процесс накопления; напротив, это внутренняя движущая сила, средства и цели капиталистического развития в целом. С этой точки зрения капитализм лучше всего понимать и вести с ним борьбу не как со способом потребления и производства, а как способом власти. Возможно, что такое понимание нашего общества, могло бы помочь нам сделать его таким, каким мы хотим его видеть.
Tags: капитал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments